Наверх
картинки: вкл. откл.
виджеты: вкл. откл.
размер: A A A
цвет:
шрифт: Times New Roman Arial
Официальный сайт администрации сельского поселения «Село Аян» Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 30 ноября 2021

Обновлено 4 дня назад

8 (42147) 21-3-97

История


Село Аян расположено на берегу живописной бухты Охотского моря, закрытой высокими скалистыми сопками. От Охотска его отделяют 300 км. История поселения русских на Аяне относится к середине прошлого века и непосредственно связана с деятельностью Российско-Американской компании. Неудобства рейда Охотского порта и трудности перевозки грузов из Охотска в Якутск побудили компанию искать более подходящую гавань. Неоднократно предпринимались исследования берегов Охотского моря. В 1840 г. задача перенесения порта компании из Охотска была возложена на начальника Охотской фактории лейтенанта В.С.Завойко (будущего военного губернатора Камчатки и героя обороны Петропавловска 1854 г.). В результате длительных поисков и изучения побережья решено было остановиться на Аянском заливе. Непосредственное выполнение задачи строительства и перебазирования на новое место было поручено ссыльнопоселенцу,бывшему штурману Д.И.Орлову. К концу 1843 г. были возведены первые постройки, а почти весь 1844 г. Орлов употребил на изыскание наиболее удобного и дешевого пути от Аяна до Якутска. Из трех дорог, предложенных Орловым Правление Компании остановилось на кратчайшей: от Аяна до Нелькана, далее по реке Мае до Алдана и затем непосредственно до Якутска. Вся дорога занимала 14 дней. 27 июля 1845 г. фактория Российско-Американской Компании была окончательно перенесена из Охотска в Аянский залив. Начался недолгий расцвет Аяна. По ходатайству Правления Компании 6 сентября 1846 г. было подписано "высочайшее повеление", гласившее: "Перенесенной из Охотска в Аян фактории присвоить наименование Аянского порта Росийско-Американской Компании. Начальника той фактории, избираемого постоянно из офицеров Императорского флота, именовать командиром Аянского порта..." В течение нескольких лет в Аяне побывали корабли и люди, оставившие заметный след в русской истории. К новому порту проявил интерес и посетил его генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев (будущий граф Н.Н.Муравьев-Амурский), на транспорте "Байкал" сюда заходил в 1848 г. и какое-то время базировался Г.И. Невельской, в 1854 г. шхуна "Восток" доставила туда участников экспедиции на фрегате "Паллада", в числе которых был И.А.Гончаров оставивший описание Аяна в своей книге "Фрегат Паллада": "Беспорядочно расставленные с десяток более нежели скромных домиков... за ними возникал зеленый купол церкви с золотым крестом. На песке у самого берега поставлена батарея, направо от нее верфь, дальше целый лагерь палаток, две-три юрты... Вот и весь Аян". Тем не менее в 1853 г. возникал вопрос "о принятии" Аянского порта в распоряжение Правительства. Но Крымская война, перенесение морского управления из Петропавловска-Камчатского в Николаевск-на-Амуре способствовали потере прежнего значения гаваней Охотского побережья. Продажа Аляски и ликвидация дел Российско-Американской Компании привели к прекращению официального существования Аяна. Все учреждения и служащие Компании выехали из Аяна. Была закрыта почтовая контора и даже русские староверы, жившие по Аянскому тракту, переселены в Приморье. Поселение продолжало существовать только благодаря самоотверженной деятельности бывшего чиновника особых поручений при Якутском гу бернаторе А.Ф.Филиппеуса. Он оставил у себя часть прежней рабочей артели, по его просьбе вновь направили в Аян священника в приход, лекаря в маленькую больничку и несколько казаков для охраны порядка. Все они были на содержании Филиппеуса, который пытался вести торговлю чаем, доставляя его в Якутск. Предприятие его не имело большого успеха. Чтобы обратить внимание правительства на положение Аяна,как ближайший и наиболее удобный путь между Охотским морем и Якутском, Филиппеус неоднократно возбуждал ходатайство о необходимости подчинения Аяна Якутскому губернатору. Это было вызвано тем, что с Приморской областью, в которой Аян числился официально, он не имел никаких связей. После смерти Филиппеуса в 1889 г. все его торговые дела и имущества перешли к американской фирме "Томас Уэльш". Владельцы этой компании стали единственными хозяевами Аяна, им принадлежало все, начиная с пристани и кончая церковью. В Аян изредка заходили пароходы компании, Добровольного флота и "Приамурского товарищества". Конец ХIХ в. ознаменовался для Аяна открытием собственной метеостанции. В 1889 г. проездом его посетил директор Иркутской магнитной метеорологической обсерватории Э.Штеллинг, который оставил здесь все необходимые для метеонаблюдений приборы. При всей малочисленности населения в те годы была в Аяне своя школа. Занятия в ней вел местный полицмейстер А.Ф.Попов, он же состоял наблюдателем на метеостанции, а также врачевал всех, в том нуждавшихся. Бурные годы революции и гражданской войны оставили свой след и в истории маленького Аяна. В 1923 г. здесь был пленен белогвардейский генерал Пепеляев со своим офицерским отрядом. Известная Охотская экспедиция С.С.Вострецова разгромом "Сибирской дружины" Пепеляева завершила установление советской власти на Охотском побережье. В 1929 г. Аян стал центром Аянского района, который выделился в самостоятельную административную единицу из Охотского района.Позднее в его состав вошел Нельканский улус и район стал называться Аяно-Майским. В 30-е годы началось освоение природных богатств района в частности его рыбных запасов. В 1934 г. создается Охотско-Аянский рыбтрест, крупное рыбопромысловое хозяйство. В Аяне базируется торговая фактория Дальгосторга, отделение охотничьей кооперации. Приезжают переселенцы, которых привлекает работа на рыбных промыслах. В связи с этим начинается жилищное строительство. В районе наряду с традиционным оленевод ством эвенков и охотничьим промыслом появились новые отрасли хозяйства - животноводство и земледелие. Геологические партии вели активную разведку недр, обнаружив на территории района металлические руды и признаки нефти. В эти же годы была освоена воздушная трасса Хабаровск - Николаевск-на-Амуре - Аян - Охотск-Нагаево, возле Аяна возник аэропорт. Однако сам Аян так и остался маленьким селом с населением всего 1700 человек. Застроен в основном одноэтажными домами, есть в нем своя молочная ферма, пекарня, гостиница, клуб, две библиотеки, школа, больница, почтовое отделение и типография, где издается с 1935 г. районная газета "Звезда Севера".Попрежнему в удобной Аянской гавани бросают якоря большие морские корабли, доставляющие различные грузы для отдаленного Севера.